Детский сад №122 г.Чебоксары
Конспект нод по развитию речи «Моя семья. Я. Аким «Моя родня» заучиваниеПрограммное содержание: Речевое развитие: Научить детей определять родственные отношения в семье; точно и полно отвечать на вопросы; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которой служат действия на фланелеграфе с предметными картинками; учить детей подбирать признаки к предметам; развивать внимание, мышление. Социально-коммуникативное развитие: Формировать представление детей о семье, родственных отношениях. Дать представление о таком понятии как «род», «генеалогическое древо». Воспитывать интерес к своей родословной. Дидактический наглядный материал: игрушка домовенок Кузя, пирамидки; иллюстрации: «Семья», «Петушок с семьей», «Кошка с котятами», «Утка с утятами»; ребус «Семья»; мяч; схема генеалогического древа. Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, о занятиях членов семьи, рассматривание фотографий; чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня», Драгунского «Сестра моя Ксения», заучивание стихотворения «Семья», схема генеалогического древа. Словарная работа: родственники, род, генеалогическое древо. Методические приемы:
Ход непосредственно-образовательной деятельности: - Ребята, сегодня к нам в группу должен прийти один гость. А, вот он уже здесь! Познакомьтесь, ребята, это домовенок Кузя. Кузя пришел к нам не с пустыми руками, он принес загадку. Эта загадка необычная, она называется ребус. Посмотрите на этот ребус и попробуйте догадаться, какое слово здесь написано? ( Если дети не отгадали, то задаю наводящие вопросы). Посмотрите, какая это цифра? (семь); А какая рядом буква? (Я ). Если сложить эти два слова вместе, то получится одно слово «семья». Ребята, неслучайно это слово можно зашифровать так. Раньше на Руси говорили: семья – это семь «Я», т.е. в семье семь человек, которые живут вместе в одном доме. - Кузя, что-то ты загрустил? Кузя: Да, мне стало грустно, потому что я живу один в пустом доме и не знаю, что такое семья. - Ребята, давайте расскажем Кузе о том, что такое семья. Расскажите сколько человек в вашей семье, как их зовут, какая у вас семья, что вы любите делать вместе. ( Рассказы детей.) - Кузя, ты заметил, что все дети, рассказывая о своей семье, улыбались. Как ты думаешь почему? Кузя: Не знаю, расскажите. - Ребята, почему вы улыбались? Как должны относиться друг к другу члены семьи? (доброжелательно, заботливо, ласково, тепло, с любовью.) Давайте поиграем в игру «Назови слово ласково». Я буду называть слово, а вы должны сказать его ласково. Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся. Папа – папуля, папулечка, папочка. Сын – сынок, сынуля, сыночек, сынулечка. Мама - мамочка, матушка, мамулечка, маменька. Дочь – доченька, дочурка. - Послушай, Кузя, стихотворение , которое называется «Семья». Кто хочет прочитать? « Семья – это слово родное! Сколько в нем света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными, За все их заслуги, за все их дела! Глаза материнские нас согревают Как солнца сиянье, они горячи, А руки отца от беды заслоняют Забота родных - как солнца лучи!» - Правильно, ребята, семья – это все ваши близкие, которые живут с вами вместе. Кузя: Ребята, а у животных семьи есть? -Кузя, какой вопрос ты интересный задал. Как вы думаете, ребята, есть ли у животных семья? Почему вы так думаете? -Посмотрите на картинки (обращаю внимание детей на иллюстрации «Петушок с семьей», «Кошка с котятами», «Утка с утятами».) - Как вы думаете, что чувствует кошка рядом со своими котятами? Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? (ответы детей). -Правильно, и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них. -Кто в вашей семье заботится о детях? Как заботятся? (ответы детей). - А вы заботитесь о взрослых в своей семье? Что помогаете делать? (Мыть посуду, подметать пол, убирать игрушки…) - Давайте, покажем, как мы помогаем взрослым в семье. Физкультминутка: Свою мамулю я люблю И всегда ей помогу! Я ей дров наколю! (Во время чтения стихотворения выполняют имитацию движений) Я стираю, полоскаю, С рук я воду отряхаю. Пол я чисто подметаю – Вот как маме помогаю! - А теперь посмотрите на эту картинку. Здесь не только мама, папа и дети, но и еще двое взрослых – кто они? (дедушка и бабушка) Если бабушка и дедушка живут вместе с вами, то вас можно назвать одной большой семьей. А если бабушка и дедушка живут отдельно, то как их можно назвать? Кто они вам? (родственники – хор. и инд. проговаривание) Правильно, родственниками называют близких по родству людей. Слово родственники происходит от слова «род». Можно сказать, что род – это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему вы так думаете? ( Бабушка и дедушка, потому что они дольше всех прожили на свете и все знают.) Правильно, мы часто обращаемся к ним за советом. А еще мы их любим за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Пока не было вас, ваши родители назывались детьми, а когда появились вы, как их стали называть? (родители). -А сейчас обратите внимание на кольца под вашими стульчиками. Возьмите их и пройдите на коврик. Ребята любой род можно представить в виде колец. Наденьте на палочку самое первое большое кольцо – это ваши прабабушка и прадедушка. Возьмите следующее по размеру кольцо, положите его сверху. Кто это будет? (бабушка и дедушка). Затем следующее кольцо. Как мы его назовем? (папа и мама). А это кольцо вы. У нас осталось самое маленькое колечко. Как вы думаете, кого оно обозначает? (предположения детей). Это ваши будущие дети. Посмотрите, какая у нас получилась пирамида. Вот какой большой у вас всех род – эти колечки – это ваши родственники. Давайте повторим это слово, чтобы вы его запомнили. ( род – хор. и инд. проговаривание) А у ваших мам и пап есть братья и сестры, у вас тоже они есть и, поэтому большой род всегда изображали в виде генеалогического древа. Древо – это значит дерево. Посмотрите, как оно изображается. Внизу, там, где корни - это бабушка и дедушка, где начинается ствол там папа и мама. Где веточки – это вы. У каждой семьи свое генеалогическое древо. Мы с вами тоже будем учиться составлять генеалогическое древо семьи, но это мы будем делать в подготовительной группе. - Ребята, семью почитали еще с давних времен. Народ сложил о ней много пословиц и поговорок. Вспомните их: 1. Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Своя семья – самые верные друзья. 3. В гостях хорошо, а дома лучше. 4. При солнце тепло, а при матери добро. -Ребята, что-то наш Кузя совсем загрустил, наверно ему грустно потому что у него нет семьи, нет родных. А ведь каждый человек, каждый ребенок имеет право иметь семью. Что же нам делать? -Обращаюсь к Кузе: Ты, Кузенька, посиди, а мы с ребятами посоветуемся. -Зову детей к себе и мы вместе с детьми приходим к выводу, что нужно предложить Кузе остаться жить в нашей группе и мы будем его семьей. Дети предлагают Кузе остаться с нами. 17 января 2016 в 19:17
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.